АМВРОСИЕВСКИЙ РАЙОННЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ
Методическая копилка
Меню сайта

Категории раздела
Общая информация [2]
Советы родителям [4]
Советы учителям [1]
Советы воспитателям [0]

Форма входа

Гости сайта

Наш опрос
Кто наш посетитель?
Всего ответов: 86

Друзья сайта
  • ESET Online Scanner
  • Амвросиевский ДЮСШ
  • Амвросиевский ДТДЮ
  • МО учителей информатики
  • Сообщество uCoz

  • Поиск

    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Приветствую Вас, Гость · RSS 17.05.24, 05:53

    Главная » Методическая копилка » Дмитрук Л.Н. » Общая информация

    Гиперактивные дети в начальных классах общеобразовательных школ

     Особенности этих детей, проявляющиеся в общении и в обучении, и важные для родителей и учителей, это: неустойчивость внимания, утомляемость, трудность удерживать в голове несколько заданий и правил работы одновременно, внешняя мотивация в поведении вместо  внутренней, часто повышенная потребность в двигательной активности, которая на переменке проявляется в беготне, а на уроке в неусидчивости, ослабление контроля за поведением. Все эти особенности связаны с состоянием их нервной системы, поэтому  «перевоспитанию»  они не поддаются. Но могут быть скорректированы правильной тактикой учителя.

    Работа с этой группой детей важна и по той причине, что именно эти гипервозбудимые, с неустойчивым вниманием дети создают проблемы учителю, затрудняя ведение урока, а в отдельных случаях и полностью срывая учебный процесс как таковой хождениями по классу, вопросами и выкриками с места, ссорами соседом по парте и т.п.. К сожалению, часто учитель становится «заложником системы», если родители отказываются лечить ребенка или найти ему более подходящие условия для обучения. И в этом случае только учитель может сам себе помочь, организовав на уроке систематическую индивидуальную коррекцию поведения и внимания такого ученика. В такой коррекции нуждаются, конечно, не только из ряда вон выходящие дети, но и те, у которых описанные особенности выражены более мягко. Но для них более важными могут быть и другие аспекты корректировки, так как синдром дефицита внимания может привести к отставанию в учебном процессе, а когда отставание уже налицо, и охватывает большой объем учебного материала, то преодолеть его значительно труднее, требуется больше затрат по времени и силам.

        Выполнение учителем данных ниже рекомендаций поможет сгладить поведенческие проблемы ученика с гиперактивностью и с синдромом дефицита внимания, и также поможет ученику быть более успешным в обучении.

     

    Рекомендации для учителя

         1.Рекомендации для улучшения социального поведения и учебной мотивации.

         1.1.Отрицательное поведение ребенка  ИГНОРИРОВАТЬ (обходить, не заострять внимания).

         1.2.Максимально чаще ХВАЛИТЬ за хорошее поведение, таким образом поддерживая и закрепляя его.

    Традиционно в нашей «бытовой» педагогике закрепилась тенденция замечать ребенка, когда он сделал что-то плохое, и заниматься корректировкой этого негативного качества, вместо опоры в развитии на позитивные, на сильные стороны личности. Концентрация на негативном ослабляет и без того небольшие ресурсы ребенка с синдромом дефицита внимания, концентрация на позитивном дает энергию, необходимую для внутренней перестройки. Усиление позитивных черт, качеств, сторон личности автоматически влечет за собой ослабление и уменьшение негативных, нежелательных черт, сторон, проявлений.

         1.3. Если всё же возникает необходимость говорить о неправильном поступке ребенка,

    то говорить о его ПОВЕДЕНИИ, а не о его личности, с максимально точным описанием происшедшего. Отрицательное описание личности и/или её качеств способствует закреплению негативного качества, которое предполагается «искоренять».

         Примеры правильного обращения с ребенком в связи с его неправильными поступками:  «Ты взял чужую вещь и должен её вернуть»,  вместо «Ты вор»  или «Где ты научился воровать?»; «Этот пример решается по-другому», вместо «Ты не умеешь решать примеры» и вместо «Опять ты все испортил!» и «Вчера ты не выполнил домашнего задания и поэтому сегодня ты испытываешь трудности на уроке» вместо «Ты лентяй» и «Ты как всегда без домашнего задания».

         2.Рекомендации для организации внимания ученика на уроке:

         2.1. Посадить  в первый ряд, среднюю колонку, желательно одного. Конечно, это удается не всегда, так как в классе еще есть дети с нарушениями зрения. И все же этот ребенок должен быть посажен по возможности ближе к учителю и доске, хотя бы за второй партой, но никак не за последней.

         2.2.Если ребенок сидит на уроке с отсутствующим видом, дать ему возможность отдохнуть в течение нескольких минут, так как сейчас он всё равно не в состоянии воспринимать учебный материал. Замечания учителя не помогут ему сконцентрироваться. Для детей с синдромом дефицита внимания характерно такое периодическое снижение внимания, и оно необходимо ему для восстановления ресурсов.

         2.3. Не стимулировать в ребенке сильные отрицательные эмоции замечаниями, наказаниями и т.п.,  так как таких детей стресс еще более дезорганизует и лишает и без того ограниченной способности воспринимать материал. Отрицательная мотивация (страх наказания, осуждения, неприятия и т.п.) для таких детей не показана.

         2.4. Вовлеченность ребенка в обучение поддерживать похвалой, признанием успехов, игровой мотивацией, интересом к знанию, выражением веры в его успех, признанием заслуг, совместной деятельностью с ребенком.

         2.5. Во время учебного дня, урока планировать минуты двигательной активности – для всего класса в целом и/или для данного ученика индивидуально. Например, в форме: выход и ответ у доски, принести учителю рисунок, раздать учебные материалы, пособия, помыть тряпку для вытирания доски или отнести список учеников в школьную столовую и т.п..

         2.6. Периодически предпринимать  личные обращения к ученику для поддержания личного контакта.

                     3.Специфичная поддержка в учебной работе.

         3.1.На определенный отрезок времени давать только  ОДНО задание, так как такой ученик не может удерживать в памяти несколько заданий одновременно.

         3.2.Дозировать ученику выполнение большого задания, предлагать его в виде последовательных частей и периодически контролировать ход работы над каждой из частей, внося необходимые коррективы.

         3.3.Предоставлять ребенку возможность быстро обращаться за помощью учителя в случаях затруднения.

    3.4.Предупреждать формирование такой формы поведения, как «делание чего-нибудь» ради внешнего результата  в ситуации, когда ребенок не понимает, что на самом деле нужно делать, в чем именно состоит задание и т.п.. Помогать ребенку быть сконцентрированным на понимании и на содержании работы, вместо количества написанных букв, слов, неправильно решенных задач и др.

         3.5.В обучении в большей степени опираться на понимание и смысл, вместо опоры на механическое запоминание. Развивать мышление и опираться в обучении на мышление, вместо тренировки памяти, внимания, каллиграфического написания, аккуратности в записях и формальной скорости чтения вслух, что неэффективно, а потому вредно, так как ресурсы ребенка ограничены.

         3.6.Использовать опору на наглядность и вынесение вовне промежуточных результатов мышления. Необходима внешняя фиксация промежуточных ответов в процессе последовательно выполняемых операций.

         3.7.При чтении текста вслух по сути дела выполняются две задачи одновременно выражения и осмысления, что для ребенка с синдромом дефицита внимания труднее, чем для других детей, а иногда и просто невозможно. Если такой ребенок сразу читает вслух, то есть риск того, что он прочитает механически (с нужной скоростью чтения), но ничего не поймет из прочитанного. Поэтому необходимо при чтении на уроке вслух предварительно предлагать ребенку прочитать текст "про себя", а затем предлагать чтение вслух.

         3.8.В первом классе желательно, чтобы ребенок  как можно меньше писал. Для этого могут использоваться различные приемы. Например, при работе в классе, вместо того, чтобы ребенок писал ответ на доске, можно предложить ему выбрать карточку  с правильным ответом из нескольких; возможно также использование тетрадей с напечатанными заданиями, где ответы вписываются, и т.п.

         3.9.По возможности не снижать отметки за помарки, исправления, перечеркивания, так как эти дети не могут радикально преодолеть свою неаккуратность в письме, связанную с неустойчивостью внимания, а зачастую и с нарушениями мелкой моторики руки.  И они бесполезно тратят свое время и ресурсы нервной системы на переписывания и на переживания по поводу низких отметок. Необходимо сконцентрировать энергию ребенка на понимании правил и грамотности письма. А это возможно лишь в том случае, если предлагаемая взрослым задача реальна для выполнения и ребенок стимулируется положительной отметкой. Другой вариант состоит в том, чтобы выставлять дифференцированную отметку: за чистописание, аккуратность и за правильное выполнение задания.

         3.10.При выполнении контрольной, проверочной и классной работы, когда ребенок её выполнил (а часто они выполняют работу быстрее других детей), напоминать ему, чтобы он еще раз проверил работу (ход решения, орфографию, пунктуацию и т.п.). Если ребенок сделал в работе ошибки не из-за незнания, а из-за  перепадов в концентрации внимания, то он их исправит, так как при повторном просмотре текста или задачи "выпадения" внимания произойдут в других местах.

         3.11.Ошибки при письме такого типа, как пропуск буквы, двойное написание буквы и слога, перестановка рядом стоящих букв,  связаны с повышенной истощаемостью центральной нервной системы. Ошибки  в гласных в ударном слоге и согласных, стоящих перед гласной (то есть в так называемой «сильной» позиции),  связаны с недоразвитием различения звуков, которое ребенок должен был освоить в дошкольный период жизни. И те, и другие входят в группу так называемых логопедических ошибок. Они не являются орфографическими ошибками.  Это необходимо учитывать при выставлении отметок. Если ребенок постоянно получает плохие отметки, да еще за то, на что он не способен психофизиологически, он оказывает подавлен и принижен собственной неуспешностью, и не понимает, что ему делать дальше. Такие ошибки должны лечиться у врача и у логопеда, но не в обычном учебном процессе.

         Ребенок с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью нуждается для успешного обучения и в систематической поддержке со стороны родителей. Хорошо, если родители ребенка получают от учителя и выполняют следующие рекомендации:

       Помните, что гиперактивность — это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз, который может быть поставлен только по результатам специальной диагностики. Проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями и словесными убеждениями.

     

    Категория: Общая информация | Добавил: amvrmk (18.10.13)
    Просмотров: 631
    Copyright L.Kalashnikova © 2024
    Сайт управляется системой uCoz