Что же способствует правильному речевому воспитанию?
1. Прежде всего, это
правильная, спокойная, замедленная речь окружающих. С малышом нельзя говорить в
обычном темпе, так как вследствие недостаточного в этом возрасте развития
речеслухового аппарата он не всё успеет услышать и понять.
2. Если ребёнок затрудняется
выразить свою мысль, переставляя или пропуская слоги, ему следует мягко
подсказать. После многократного повторения трудных слов малыш с удовольствием
повторяет их за мамой, делать это он должен добровольно. Излишняя требовательность
раздражает, ребёнка, может вызвать боязнь «открыть рот», молчаливость, даже
отвращение к речи.
3. Не следует раздражаться
детской «болтовнёй», малыш тренирует свои органы речи. Однако не следует
забывать и о речевой дисциплине: напомнить, что нужно не мешать, когда взрослые
разговаривают; играть тихо, если кто-то болен и т.д.
4.
Не рекомендуется перегружать ребёнка – учить буквы, обучать чтению в трех-четырехлетнем возрасте.
5.
При раннем речевом развитии не следует принуждать малыша к рассказыванию стихов, демонстрировать его перед гостями – это может привести к
заиканию.
6.
При позднем развитии речи не стоит заранее бить тревогу, нужно стараться больше играть с ребенком в разные речевые игры, пополняя его пассивный словарный
запас.
7. Вредно излишне возбуждать
фантазию и чувства ребёнка частыми и продолжительными телепередачами, особенно
перед сном. Это перевозбуждает его, способствует расстройству нервной системы сна и даже появлению заикания.
8. Кроме того,
предупреждению речевых недостатков способствует создание условий для
нормального функционирования речевых органов: речедвигательного, слухового,
голосового, дыхательного аппаратов, а также зрения, обоняния и осязания.
|