
Обучение русскому языку в современной школе осуществляется в условиях значительных изменений во всей системе образования. Повышение качества образования является одной из актуальных проблем. Решение её связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и результата образования. Цель образования стала соотноситься с формированием ключевых компетентностей. Одной из ключевых компетентностей является коммуникативная компетентность.
Современная жизнь ставит перед учеником новые цели: свободное владение языком, умение общаться с различными людьми в различных ситуациях, испытывая при этом чувство комфорта, уверенности в себе.
По мнению известного лингвиста и психолога А. А. Леонтьева, для полноценного общения человек должен располагать целым рядом умений: быстро и правильно ориентироваться в условиях общения, уметь спланировать свою речь, правильно выбрать содержание, найти адекватные средства выражения мысли и обеспечить обратную связь.
Поэтому формирование умений связно изложить мысли в устном и письменном виде, анализировать и совершенствовать написанное, умение цивилизованно высказать мнение по обсуждаемому вопросу, быть тактичным и убедительным в дискуссии — одно из самых важных направлений в развитии речемыслительной деятельности учащихся.
Этой важной теме было посвящено заседание методического объединения учителей русского языка и литературы, которое состоялось 28 декабря на базе Амвросиевской ОШ №2.

Перед словесниками выступила с интересным сообщением Красовская Ирина Петровна, учитель русского языка и литературы Благодатновской ОШ. Особое внимание она обратила на подготовку школьников к устным выступлениям, на лингвистическую культуру и мастерство речи, контакт оратора и аудитории. Было продемонстрировано видео выступления победителя Веб-форума ораторского мастерства «Слово творит добро» Фролова Дмитрия, ученика Благодатновской ОШ «Что наша жизнь: оптимизм и надежда или пессимизм?»

Ярким, эмоционально насыщенным было выступление Ленской Ирины Николаевны, учителя русского языка и литературы Зеленовской ОШ. Она проанализировала ораторские выступления участников муниципального этапа олимпиады, дала ценные советы. Должное внимание уделила использованию изобразительно-выразительных средств, стилистических фигур, особенностям общения со слушателями.

Учебно-методическое пособие «Мой край, хвала тебе и честь!» для работы в 10-11 классах презентовала Черная Галина Леонидовна, учитель русского языка и литературы Амвросиевской ОШ №6, лауреат Республиканского этапа конкурса «Краеведческий калейдоскоп: Донецкий край в творчестве современных писателей Донетчины». В пособии помещены яркие и выразительные произведения замечательных писателей, которые своей жизнью и творчеством были связаны с Донбассом. Среди них: Н. Каронин-Петропавловский, Л. Кирьяков, Б. Котов, Н. Колодяжный, Н. Хапланов, А. Гросов. Использование предложенного материала на уроках поможет «оживить» далёкое прошлое, осветить современные аспекты, побуждать обучающихся к изучению истории и литературы родного края.
Учебно-методическое пособие «Мой край, хвала тебе и честь!»

Граф Елена Викторовна, учитель русского языка и литературы Амвросиевской ОШ №6, поделилась опытом работы по теме: «Комплексный анализ текста – путь формирования коммуникативной компетенции учащихся». Она отметила: «Моя задача как педагога – создать условия для развития и самореализации ребенка. Очень важно, чтобы каждый ученик понял, что он сам творец самого себя, своей неповторимой души, только надо научить ребенка поверить в себя.»
Опыт работы Граф Елены Викторовны
Об особенностях преподавания русского языка и литературы, критериях оценивания учебных достижений учащихся говорила Ляшенко Ольга Борисовна – руководитель МО учителей русского языка и литературы. Она поздравила словесников с Новым годом и прочитала волнующее стихотворение своей дочери Лидии Ляшенко «Новогоднее».
Борисова Анна Анатольевна, методист РМК, осветила вопрос «О конкурсах педагогического и ученического творчества. Сайты и блоги в помощь учителям-филологам». Она тепло приветствовала победителя и лауреатов Республиканского конкурса «Краеведческий калейдоскоп: Донецкий край в творчестве современных писателей Донетчины».
|