
18 ноября в городах и районах пройдёт муниципальный (межлицейский) этап Республиканской олимпиады обучающихся общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики по русскому языку. В интеллектуальных соревнованиях примут участие обучающиеся 7-11 классов, которые стали победителями школьного этапа олимпиады.
В 09 часов утра юные филологи приступят к выполнению заданий. За три часа они должны будут продемонстрировать уровень лингвистических и лексико-грамматических знаний, орфографической и пунктуационной грамотности, культуры речи, владения универсальными учебными действиями, метапредметных знаний, умений и навыков; умение создавать собственные (оригинальные и грамотные) тексты в форме сочинения; ораторские умения и навыки, а затем уровень риторической культуры.
Участники олимпиады будут выполнять четыре уровня заданий на проверку уровня письменной (I-III уровни) и устной (IV уровень) речи.
В первом уровне обучающимся будут предложены задания из разных разделов языкознания: фонетики, лексики, фразеологии, словообразования, орфографии, морфологии, синтаксиса и пунктуации, стилистики и культуры речи; они проверят уровень лингвистической подготовки школьников.
Второй уровень – соревнование на лучшее умение решать лингвистические задачи (лингвистическая задача — задача, для решения которой не требуется владение языком задачи (все материалы, существенные для решения, есть в условии). Лингвистические задачи бывают разных видов и типов. Довольно часто это задачи на перевод текста на незнакомый язык (или с незнакомого языка) и установление соответствий между словами. Для решения задачи не нужно никаких дополнительных знаний, кроме владения языком, на котором сформулировано условие задачи. С образцами таких задач и их решением можно ознакомиться на блоге отдела русского языка и литературы http://kabruss.blogspot.com на страницах «Олимпиады» и «Для юных филологов».
Третий уровень – творческое задание. Школьникам будет предложено написать сочинение (например, в жанре эссе) на одну из предложенных тем, в том числе лингвистическую, а также нравственно-этического содержания. В ходе написания творческой работы юные филологи должны продемонстрировать не только знание темы, умение рассуждать, аргументированно обосновывать свою точку зрения, но и показать свой круг чтения, уровень образованности и общей культуры. Объём сочинения – от 0,5 стр. в 7 классе, от 0,75 в 8 классе, от 1стр. в 9 классе, от 1,25 в 10 классе, от 1,5 в 11 классе.
Рекомендуем участникам сначала внимательно прочитать формулировку темы. В каждой теме есть главное, стержневое слово. Затем задуматься: что можно или что хочется сказать на данную тему? Можно привлечь личный опыт, и тогда школьник точно начнёт писать свои собственные мысли – а это то, что нужно для успешного выполнения задания. Обязательно нужно составить план работы: определить проблему, обозначить свою позицию, обосновать свою правоту, сформировать выводы. Еще лучше, если обучающийся сумеет создать конфликт и попробует поспорить с самим собой на страницах своего сочинения. В свою очередь, примеры из литературы, которую проходят в школе, должны иллюстрировать мысли школьника, делая их образными и убедительными. В выводах обязательно должно содержаться сравнение главной мысли с тем, что было заложено в формулировке темы. Что касается тематических направлений, то необходимо привести в пример некоторые литературные произведения, которыми можно иллюстрировать свое видение проблемы. А ещё: нужно не забыть проверить ошибки.
Четвёртый уровень – устное выступление: конкурс ораторского мастерства (длительность устного выступления – от одной до трёх минут; допустимый вариант – до 5 минут). Круг тем этого тура – вопросы нравственно-этических норм, духовно-эстетические проблемы, слово, язык, книга, чтение…и т. д.
При подготовке к этому виду соревнований рекомендуем ознакомиться с алгоритмом устного выступления: представление (номер шифра, например, 105), указание названия темы выступления, формулировка цели выступления, изложение содержания по чёткой структуре и с учётом хронометража. Не следует забывать о лингвистической культуре и мастерстве речи, а также о контакте оратора и аудитории (без излишней театрализации).
После 24 ноября текущего года на сайте Донецкого республиканского института дополнительного педагогического образования http://www.donippo.org/ и блоге отдела русского языка и литературы http://kabruss.blogspot.com/ в разделе «Олимпиады» будут размещены эталоны ответов и ключи на задания муниципального этапа Республиканской олимпиады обучающихся общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики по литературе. Обучающиеся вместе с педагогом-наставником смогут провести совместный анализ достижений и ошибок, допущенных в ходе выполнения заданий, и составить перспективный план самообразования.
http://donippo.blogspot.com/2017/11/blog-post_41.html#more
Желаем всем вдохновения, хорошего настроения, радости творческого труда и только позитивных эмоций в ходе работы над заданиями муниципального этапа Республиканской олимпиады по русскому языку и во время конкурса ораторского мастерства!
Кафедра общественно-гуманитарных дисциплин и методики их преподавания
Отдел русского языка и литературы
|