1. Избегайте многолюдных мест, где возможны физические контакты и где много говорят.
2. Старайтесь в своем поведении быть ровными.
3. Не стойте к ребенку слишком близко, чтобы избежать ненужного контакта.
4. Когда вы разговариваете с ребенком, страдающим аутизмом, начинайте с его имени. Говорите краткими предложениями. Делайте паузы для полного понимания.
5. Не начинайте общение с вопроса.
6. Говорите средним тоном.
7. Не рассчитывайте, что ваша мимика и жесты будут правильно поняты.
8. Не старайтесь общаться только посредством речи. Дружелюбное присутствие может оказаться более ценным.
9. Будьте терпеливы и не торопите детей с ответом. Им нужно время оценить новые отношения.
10. Заинтересовывайте пассивных детей, делайте вместе с ними, но не вместо них.
11. Четко объясняйте ребенку, что он должен сделать и как долго.
12. При беспричинном смехе не требуйте сразу объяснить, что вызывает смех. Не теряйте терпения с детьми, которые смеются неадекватно ситуации. Обращайте внимание, когда это происходит и какие обстоятельства предшествовали смеху. Это поможет найти причину. Ребенок может реагировать подобным образом, когда его просят что-нибудь сделать, а он знает, что не может этого выполнить. Это защитный смех.
13.Если ученик не реагирует на вас, это не значит, что вы ему не нравитесь. В работе с детьми-аутистами нельзя применять те же принципы, которые вы используете в вашей жизни.
14. Не заставляйте детей – аутистов общаться с окружающими. Это может вызвать у них беспокойство.
15. Предположение, что детям – аутистам не нравится общение, неверно. Узнайте их поближе, и вы увидите обратное.
16. Для детей – аутистов слова менее важны. Вместо того, чтобы все время разговаривать, посмотрите на ребенка, поднимайте на него время от времени: глаза, а он почувствует на себе ваше внимание.
17. Проявляйте интерес к его любимым занятиям, и он будет относиться к вам с доверием.
18. Если ребенок пытается привлечь ваше внимание каким – либо не принятым в обществе способом, постарайтесь обращать на него внимание, опережая его попытки.
19. Не позволяйте себе раздражаться на ребенка и реагировать негативно на ребенка с эхолалией. Совершенно не реагируйте на его повторяющуюся речь. В эти моменты даже не смотрите на ребенка. Если вы правильно игнорируете его повторения и награждаете его за попытки использовать новые слова, то скоро увидите прогресс. Не следует разговаривать с ребенком, страдающим эхолалией в то время, когда включено ТВ, радио и много говорящих людей. Говорите с ним в спокойной обстановке.
20. Не проявляйте негативных эмоций по отношению к ребенку – аутисту. Это может привести к тому, что он будет еще больше игнорировать то, что говорите ему вы или окружающие.
21. Если ученик постоянно задает вам один и тот же вопрос, не давайте разных ответов. Это может вызвать у ребенка агрессию и привести к еще большей замкнутости.
22. Тщательно планируйте перемены, с которыми должен столкнуться ребенок – аутист. Дайте объяснение происходящего ученику.
23. Проигрывайте с детьми – аутистами различные ситуации.
24. Если вы знакомите ребенка с каким–либо предметом впервые, объясните ему, для чего он используется. Не шутите, не говорите ничего, что могло бы сбить его столку.
Заведующий ПМПК Дмитрук Л.Н.
|