Поступление в школу - переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. В этот период происходят существенные изменения в организме. Это приводит к появлению необычных внутренних ощущений: повышенная утомляемость, раздражительность, перепады настроения. При этом даже практически здоровые дети начинают болеть, проявляют излишнюю ранимость. В эти периоды происходят значительные изменения в характере (дети начинают проявлять упрямство, непокорность), неадекватные изменения в самооценке.
Период адаптации к школе, связанный с приспособлением к ее основным требованиям, существует у всех первоклассников. Только у одних он длится один месяц, у других - одну четверть, у третьих - растягивается на весь первый учебный год. Многое здесь зависит от индивидуальных особенностей самого ребенка, от имеющихся у него предпосылок овладения учебной деятельностью.
Термин "адаптация" имеет латинское происхождение и обозначает приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды.
По степени адаптированности детей можно условно разделить на три группы:
I группа детей адаптируется в течение первых двух месяцев обучения. Эти дети относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в школе, приобретают новых друзей. У них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, добросовестны и без видимого напряжения выполняют все требования учителя. Иногда у них все же отмечаются сложности либо в контактах с детьми, либо в отношениях с учителями, т.к. им еще трудно выполнять все требования правил поведения.
II группа детей имеет более длительный период адаптации, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается. Дети не могут принять новую ситуацию обучения, общения с учителем, детьми. Такие школьники могут играть на уроках, выяснять отношения с одноклассниками, они не реагируют на замечания учителя или реагируют слезами, обидами. Как правило, эти дети испытывают трудности и в усвоении учебной программы, лишь к концу первого полугодия реакции этих детей становятся адекватными требованиям школы, учителя.
III группа - дети, у которых адаптация связана со значительными трудностями. У них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций, они с большим трудом усваивают учебные программы.
Как родителям помочь ребенку преодолеть трудности адаптационного периода?
1. Многие первоклассники берут с собой в школу игрушки. Родителям не стоит запрещать им это. Надо лишь объяснить, что играть можно только на перемене. Беря с собой в школу любимую игрушку, ребенок чувствует себя защищенным. Особенно важно чувство защищенности для робких, тревожных и застенчивых детей, которые с трудом включаются в процесс обучения и не могут сблизиться с одноклассниками.
2.Первокласснику необходим твердый распорядок дня. После школы и обеда - дайте малышу один-два часа свободного времени. Пусть он отдохнет, отключится, поиграет, подышит свежим воздухом. Но не откладывайте домашнее задание на поздний вечер. После 17-18 часов сосредоточенность и способность воспринимать новую информацию резко снижается, оптимальное время для выполнения уроков 16-17 часов. Только не заставляйте малыша быстро бросить игрушки и садиться за уроки, потому что пришло время. Дождитесь момента, когда ребенок отложит одну игрушку и еще не возьмется за другую. Если вы будете прерывать увлеченно играющего малыша - возникнет протест и необходимость выполнения домашних заданий быстро приобретает негативную окраску.
3.После школы первокласснику желательно спать днем, так как с непривычки детский организм будет сильно уставать. Детям рекомендуется спать не менее 11 часов в сутки. Важно уложить ребенка спать не позже 9 часов вечера. Выспавшись, ваш первоклассник успеет позавтракать, сделать зарядку и окончательно проснуться перед уроками. Этот режим необходимо соблюдать и в выходные дни.
4.Воодушевляйте ребенка на рассказ о своих школьных делах.
Поддерживайте в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
5.Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку. Он не должен панически бояться ошибиться. Старайтесь не вырабатывать у ребенка страх перед ошибкой.
6. Не сравнивайте ребенка с другими, признайте за ребенком право на индивидуальность. Тем более, никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту – девочки обычно старше ровесников – мальчиков. Не переусердствуйте, требуя от мальчиков аккуратности и тщательности выполнения заданий.
7. Помните! Ваш ребенок будет учиться в школе не так, как когда-то учились вы. Никогда не ругайте ребенка обидными словами за неспособность что-то понять или сделать. Мы очень просим вас только положительно оценивать учебу вашего малыша, даже если вам кажется, что его успехи явно недостаточны. Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддержать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребенка происходят изменения.
8. Учитесь вместе с ребенком, объединяйтесь с ним против трудностей, станьте союзником, а не противником или сторонним наблюдателем школьной жизни малыша. Старайтесь, давая задание мальчикам, включать в них момент поиска, требующий сообразительности. С девочками, если им трудно, надо вместе, до начала работы, разобрать принцип выполнения задания, что и как надо сделать.
9. Для первоклассника особое значение имеет полноценный отдых, особенно в выходные дни.
10. С приходом в школу у детей в два раза сокращается двигательная активность. В режим дня обязательно нужно включить прогулки и подвижные игры на свежем воздухе. Иначе дети не смогут восстановить свои силы. Прививать ребенку культуру активного отдыха.
В заключение хочется напомнить вам о главном таланте и обязанности родителей. Родители должны уметь наблюдать. Уметь чувствовать. Как ребенок спит? Как ест? Почему пропал аппетит? Не испытывает ли он чрезмерной нагрузки? Только благодаря этому таланту, терпению и любви все трудности непременно окажутся преодолимыми. И еще: правильно относитесь к неприятностям, все-таки случающимся в жизни.
Будьте оптимистами и научите этому своего ребенка!
Материал подготовлен Гануленко Натальей Владимировной, психологом ПМПК
|