На базе Амвросиевской ОШ №2 в рамках педагогической мастерской учителем истории Самсоновой Галиной Михайловной проведен открытый урок в 7-а классе по теме «Борьба народов Руси с иноземными завоевателями». Четко поставлена цель урока: проследить основные этапы героической борьбы народов Руси с иноземными завоевателями (ХІІІ-XIV века). Определены задачи:
Образовательные: сформировать у учащихся представление о завоевательной политике монголо-татар, о походах Чингисхана, Батыя и Мамая на Русь; раскрыть особенности борьбы северорусских земель с крестоносцами и шведами; определить роль личностей Александра Невского и Дмитрия Донского в истории Руси.
Развивающие: продолжить формирование общих и специальных умений: работать в заданном темпе, вычленять причинно-следственные связи; анализировать письменные источники; делать выводы; работать с картой; работать в парах, группах; выполнять проблемные задания; работать с различными источниками, видеоматериалом, раскрывать смысл понятий и терминов, развивать коммуникативную культуру, способствовать развитию у школьников интереса к истории.
Воспитательные: воспитывать у учащихся уважение к историческому прошлому своего народа, чувство сострадания к наших предкам, ответственности перед будущим, содействовать воспитанию патриотов, мужественных и смелых личностей.
Учащиеся включились в работу путем рефлексии настроения. Галина Михайловна обратилась к семиклассникам: «Прикоснитесь друг к другу ладошками и подарите своему соседу чувство уверенности в том, что у вас сегодня все получится, поддержите друг друга перед нашей предстоящей работой, улыбнитесь друг другу, опустите ладошки.» Теплое эмоциональное состояние создало положительный психологический настрой.
Урок состоял из 4-х блоков. По ходу составлялся опорный конспект – учителем на доске, учениками в тетради. После каждого блока проводилось закрепление, для чего использовались: работа с картой, игровые ситуации: «поймай дату», «убери лишнее», «историческое лото», «узнай предводителей по аудиозаписи («голос из прошлого»).
Для решения проблемных ситуаций на уроке использован учебный фильм «Александр Невский», кооперативная работа в парах с текстом учебника и документом. Работать с новыми терминами, понятиями помогло «Справочное бюро».
Группа «Литераторов» имела опережающее задание: подготовить материал художественной литературы. Опережающее задание давалось с учетом индивидуальных способностей учащихся и их интересов. Такое задание полезно и для «литераторов», так как способствует развитию их умения работать с разными видами информации, развивает их творческие способности; так и для учащихся всего класса, услышавших эмоциональный рассказ о мужестве, стойкости, мудрости народных героев. Приложение
В ходе урока для развития мыслительной активизации учащихся, формирования интереса к предмету использовались: презентация по теме, поэзия, интерактивные методы: «микрофон, «метод незаконченного предложения», работа в парах и др.
Исторические портреты предводителей помогли понять роль человеческого фактора в истории. Особый интерес вызвала информация об орденах Александра Невского и Дмитрия Донского. Обоих Великих князей православная церковь за огромный вклад по защите Отечества и христианской веры причислила к лику святых. (Слайд №23, 24)
Творческие виды домашних заданий: репортажи участника сражений на реке Калке (как сторонника русских или сторонника вражеской стороны); интервью с одним из предводителей сражений по выбору (Александр Невский, Дмитрий Донской) послужат способом формирования потребности в новых знаниях, умении работать с учебником и дополнительной литературой, Интернет-ресурсами, создания максимальных условий для активной мыслительной деятельности учащихся.
Контроль усвоения знаний, умений и навыков осуществляется на всех этапах урока методами самоконтроля (с помощью карточек самооценивания), взаимоконтроля и корректирующего контроля со стороны учителя.
Психологическая атмосфера на уроке была доброжелательной, оптимистической. Речь учителя выразительная, литературно-грамотная, эмоциональная.
Здоровьесберегающий аспект урока состоял в посильном выполнении заданий, установлении духа сотрудничества учеников – учителя, в проведении физкультминутки.
Позитивная атмосфера урока, яркий иллюстративный материал плюс разнообразие методов работы помогли учащимся усвоить новый учебный материал в необходимом объёме.
Оригинально подведены итоги урока. На доске был размещен контур щита, а семиклассникам предложено оставить след истории, высказав свои впечатления от урока в виде отпечатков: (Слайд №26)
Красный - Урок для Вас прошел плодотворно, с пользой. Вы узнали много нового. Зеленый - На уроке Вам было интересно. Синий - На уроке Вам было трудно и не все понятно. В результате получился щит в красном обрамлении. Значит, урок прошел плодотворно, на высоком методическом уровне.
Учителя общественных дисциплин, члены экспертной комиссии дали высокую оценку уроку, а Галина Михайловна щедро поделилась с коллегами своими наработками, создав электронную папку «Педагогическая мастерская учителей общественных дисциплин».
Искренне желаем талантливому педагогу и ее ученикам творческого вдохновения, успехов и удачного сотрудничества!
|