19 февраля на базе Донецкого РИДПО состоялся инструктивно-методический семинар по проблеме «Инновационные аспекты организации логопедического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях модернизации системы образования региона» для учителей-логопедов системы образования.
Районный логопед Дмитрук Людмила Николаевна выступила с презентацией опыта работы.
Каждый ребёнок испытывает потребность быть успешным. Ощущение успеха - необходимое условие развития ребёнка. Для обеспечения ситуации успеха детям с ограниченными возможностями здоровья необходимы усилия ряда специалистов, и прежде всего – учителя-логопеда.
Основной задачей в коррекционно-развивающей работе является создание оптимальных условий для развития эмоционального, интеллектуального и речевого потенциала ребёнка. В этой связи важна координация работы логопедов, воспитателей дошкольных учреждений, учителей начальных классов с целью своевременного выявления и исправления нарушений речи учащихся школ и воспитанников дошкольных учебных заведений.
Решая данную проблему, работаю в тесной связи с коллегами-логопедами, администрацией школ и дошкольных учреждений, психологами, психиатром нашей районной больницы и районным педиатром, а также со службой ПМПК.
Основные цели логопедической сопровождения:
своевременная диагностика аномалий речевого развития у учащихся;
предупреждение и профилактика нарушений речевого развития у учащихся и воспитанников дошкольных учреждений;
коррекция нарушений устной и письменной речи, направленная на преодоление трудностей в овладении школьной программой;
пропаганда логопедических знаний среди педагогов и родителей;
выбор оптимальных путей логопедической работы по коррекции речевых нарушений, способствующих успешной адаптации и интеграции его в социуме.
Для достижения этих целей составляется перспективный план работы, в котором отмечаются этапы и последовательность работы, ее содержание и сроки прохождения каждого этапа.
Основная задача логопедического сопровождения – предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными речевыми нарушениями.
Логопедическое сопровождение осуществляется в несколько этапов:
логопедическая диагностика (обследование устной и письменной речи учащихся, 1классы - беседа; 2- 4 классы - диктант);
зачисление на логопедический пункт;
групповые и индивидуальные коррекционно-развивающие занятия;
мониторинг эффективности коррекционно-развивающей работы;
диагностика учащихся для предоставления на ПМПК.
Количество детей с нарушениями увеличивается год от года. Они составляют неоднородную группу по нарушениям здоровья и проявлениям дефектов речи. Это дети с задержкой психического развития различного генеза, нарушениями опорно-двигательного аппарата, дети с элементами аутизма, с нарушением слуха и отклонениями умственного развития.
На основании диагностических данных предоставляется возможность построить комплексную программу сопровождения, направленную на смягчение и компенсацию выявленных отклонений, нарушений и дефектов в развитии ребёнка.
Реализуя эту программу, провожу индивидуальные, подгрупповые и групповые занятия с учениками с нарушениями речи.
Логопедическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья направлено на:
развитие артикуляционной моторики;
развитие мелкой моторики и координации движений, мимической мускулатуры;
формирование слухового внимания, фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза;
развитие неречевых процессов (внимания, памяти, познавательной активности, воспитание навыков и приёмов самоконтроля);
обогащение словарного запаса;
формирование грамматического строя речи;
формирование связной речи в соответствии с возрастной нормой;
обучение грамоте;
привитие детям навыков коммуникативного общения.
|