АМВРОСИЕВСКИЙ РАЙОННЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ
Меню сайта

Категории раздела
Внимание, конкурс! [48]
Поздравления [225]
Новости [2623]
Объявления [9]

Форма входа

Гости сайта

Наш опрос
Оцените сайт
Всего ответов: 37

Календарь

Друзья сайта
  • ESET Online Scanner
  • Амвросиевский ДЮСШ
  • Амвросиевский ДТДЮ
  • МО учителей информатики
  • Сообщество uCoz

  • Поиск

    Статистика

    Онлайн всего: 3
    Гостей: 3
    Пользователей: 0

    Приветствую Вас, Гость · RSS 16.05.24, 05:10

    Главная » 2016 » Февраль » 20 » Интегрированный урок литературы и музыкального искусства
    00:28
    Интегрированный урок литературы и музыкального искусства

    На базе Амвросиевской ОШ №6 в рамках педагогической мастерской проведен интегрированный урок русской литературы и музыкального искусства в 6 классе по теме: «Мелодии надежды, тоски, веры в справедливость детей по сказке-были А.П.Платонова «Неизвестный цветок». Учителя: Граф Елена Викторовна, учитель русского языка и литературы Амвросиевской ОШ №6; Данильченко Светлана Анатольевна, учитель музыкального искусства Амвросиевской ОШ №6.

    На уроке четко поставлены цели и  удачно реализованы   следующие задачи: создать условия для понимания глубинной философской сути сказки-были, помочь раскрыть писательский замысел, погрузиться в мир мудрой платоновской прозы; способствовать формированию у обучающихся умения ориентироваться в тексте художественного произведения, анализировать, делать выводы, продолжить работу над навыкам выразительного чтения.

    Шестиклассники показали умение работать с текстом, анализировать проблемную ситуацию, создавать творческий продукт. Они услышали интересную  информацию о писателе Андрее Платоновиче Платонове. Он умел в обыкновенных буднях увидеть сказочные картины мира природы. Все произведения Платонова-сказочника о труде и человеческом сострадании. Исследователи-литературоведы назвали изучаемую  сказку-быль: «Притча, сотканная из мелодий надежды, тоски, веры в справедливость детей. Чистое золото поэзии сердца». На протяжении урока дети пытались ответить на проблемный вопрос: «Почему же  сказку-быль назвали золотом поэзии сердца?»

    Умело была организована работа в группах. На исследовательском этапе работали три группы «Художники», «Литературоведы», «Критики».

    Группе «Художников» предстояло провести исследование описания цветка и определить, что в описании цветка – от были, а что сказочное.

    Выполните задания:  Какими эпитетами награждает цветок автор? Как он называет цветок на протяжении рассказа?  Какие черты в характере неизвестного цветка вы считаете главными?           

    Сделайте вывод: Почему дети любовались цветком «как героем»? В чем, по- вашему, героизм цветка?  Чему нас это учит? (У любого цветка есть стебель, венчик, листья, любой цветок растет, питается влагой, ловит лучи солнца, многие цветы борются за свое существование. Однако цветок из сказки А. Платонова был существом, наделенным чувством, волей; он умел говорить. Его героизм заключается в труде и огромном желании жить. Это учит нас труду) 

    «Литературоведам» предстояло исследовать жизнь цветка на пустыре, определить реальное и сказочное.

    Выполните задания: Определите, какие ключевые слова (подчеркните их) определяют жизнь цветка на пустыре. Почему цветку было так трудно? 
    Сделайте вывод, прав ли А.Платонов, что «сиротства человек не терпит, и оно - величайшее горе»? 

    (Цветок не просто скучал, ему было очень одиноко. «Он рос один на пустыре…», «лишь один ветер гулял по пустырю»,«Меня никто не зовет»; Ему не просто было трудно - жизнь его было тяжелой, он страдал. «…нечем ему было питаться в камне и в глине; капли дождя, упавшие с неба, скользили по верху земли и не проникали в его корни». Цветок отчаянно боролся за жизнь: «Он поднимал листья против ветра … всю ночь он сторожил росу и собирал ее по каплям. Одиночество, страдание, борьба за жизнь.)  

    Группе «Критиков» необходимо было определить отношение рассказчика к цветку.  

    Задание:

    Найдите в тексте: слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами;   найдите слова-эпитеты, изображающие, в каких условиях живет цветок (на какой растет почве). 

    Сделайте вывод: Как писатель относится к цветку,  что символизирует цветок?  (Уменьшительно-ласкательные суффиксы: стебелёчек, венчик, жилки, травка. Автор перечисляет трудности в жизни цветка и сочувствует ему.  Автор использует эпитеты: мертвая (глина), сухие (пылинки), голый (камень).

    Итог работы трех групп подводит учитель: Итак, жанр произведения выбран не случайно: именно сказка учит своего читателя добру и состраданию чужому горю. 

    Исследовательский этап сменяет творческий. Учитель музыки акцентирует внимание на то, что    не только литература, а и произведения музыкального  искусства могут провести нас звуковой  дорожкой от души  композитора  к нашей душе. Обратившись к творчеству известного композитора Дмитрия Шостаковича, учитель предлагает задуматься, что объединяет музыку Д.Шостаковича и сказку-быль А.Платонова. Прослушав фрагмент романса из кинофильма «Овод», дети  рассказывают, какие чувства и образы передает музыка. Это  свидетельствует о их понимании и музыки, и художественного слова.

    Учитель литературы использует интересный прием «Словесное рисование» 

    - А теперь встаньте, закройте глаза и мысленно окажитесь на пустыре, что вы видите? Как выглядит цветок? Рисуйте словесно. Устное сочинение – описание по прочитанному тексту «Образ неизвестного цветка»

    Удачно применяется элемент  театрализации.

    Итак, они встретились: Даша и маленький беззащитный цветок. Инсценировка.

    Шестиклассники сопереживают цветку, у которого даже нет имени.

    Выборочное чтение помогает ответить на вопрос, как жил цветок. («Он трудился день и ночь, чтобы жить и не умереть». Т. е он трудился. Цветок появился случайно, нечаянно. Он очень хотел жить. Нужна была большая сила воли, упрямство, чтобы выжить. Чувство грусти пронизывает прочитанные строки. Не хватало уже сил жить и расти, но мужественный цветок продолжал бороться.)

    Почему Даша оказалась около пустыря? В каком она была настроении? (Даша грустила по маме, её сердце было открыто для добра и других чувств.)          

    Посмотрите, встретились два одиноких существа. Могут ли они помочь друг другу? (Девочка, глядя на цветок, забыла о своей грусти и помогла ему жить дальше.)

    Дети исполняют песню Нелли Гончарук «Гимн доброте», а затем перечисляют те качества и человеческие чувства, которые помогают справляться с одиночеством и грустью. (Забота, вера в жизнь, сострадание, милосердие, любовь– самые сильные и лучшие качества человеческой души.)

    Дети учатся анализировать, сочувствовать, тонко понимать силу художественного слова. Побывав в замечательной сказке о трудолюбии, любви и красоте, они создают свою сказку,  превращают пустырь  в цветущий сад. Каждый размещает на переносной доске  свой волшебный цветок. Яркие цветы создают  позитивное настроение, а усиливает его песня «Мир вам, люди».

    Мир всему, что живет по законам доброты. Мир тому, кто поет песню дружбы и мечты!

    Мир полям и лугам, где ромашки расцвели. Мир траве в жемчугах. Мир вам, люди всей Земли!

    Трогательно звучат слова учителя: «Пора нам выходить из нашей сказочной мастерской сказки–были Платонова, где печаль и надежда, тоска и радость, отчаяние и вера, как в хорошо сотканной ткани, слились в произведении и пре­вратились в «чистое золото поэзии сердца». Я желаю всем, чтобы наши сердца были всегда открыты для прекрасного, для людей, чтобы каждый из нас в этой жизни подарил другим радость, счастье, новую жизнь, как тот неизвестный цветок, придуманный А.П. Платоновым.»

    Шестиклассники получили творческое домашнее задание – написать собственный финал сказки. Данный урок обеспечил реализацию одной из важных задач воспитания – развитие читательского интереса и музыкального вкуса. На уроке формировались такие черты характера, как активность, трудолюбие, упорство в преодолении трудностей.

    Урок продемонстрировал удачное содружество учителей литературы и музыки с шестиклассниками. Дети выразили свои впечатления на этапе рефлексии («Корзина- стиральная машина-чемодан»)

     

    Категория: Новости | Просмотров: 572 | Добавил: amvrmk | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Copyright L.Kalashnikova © 2024
    Сайт управляется системой uCoz