В настоящее время идет активная работа по апробации учебных, учебно-методических и методических пособий, которая проходит в формате внедрения апробируемых пособий в образовательный процесс, с целью применения дидактических возможностей апробируемых пособий в условиях конкретного класса.
В рамках апробации рабочая группа учителей начальных классов МОУ «Амвросиевская школа № 6» Амвросиевского района ДНР, в составе: Каланчук Л.В., Редченко В.И., Никитюк Л.П.(1 класс); Витюгова Е. А., Савельева И. Л., Леоненко Т. И. (2 класс) продолжает апробацию МП «Окружающий мир. Сборник упражнений по формированию универсальных учебных действий у младших школьников. 1 класс и 2 класс: учебно-методическое пособие: / сост. Полищук Е.Н. и др. - Донецк: ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». - Донецк: Истоки, 2020». Члены рабочей группы: отмечают, что учебный материал, представленный в МП, обладает широкими возможностями, способствует формированию личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных УУД. Материал позволит учителю реализовать системно-деятельностный подход.
Использование Сборника на уроках помогает организовать индивидуальную и групповую работу учащихся, организовывать поисковую и исследовательскую деятельность учащихся, осуществлять контроль полученных знаний. Данное пособие можно использовать на различных этапах урока. Дидактические возможности апробируемого МП применялись на уроках по темам:«Времена года» (1–А кл); «Кто такие птицы?» (1-Б кл); «Где живут белые медведи?» (1-Вкл); «Домашние и дикие животные» (2-А кл); «Природа и рукотворный мир. Неживая и живая природа» (2–Б кл); «Все профессии важны» (2–В кл).
Учителя физики Ляшко О.Г., Кириленко И.Д. при апробировании на уроках сборника дидактических материалов «Физика. 7-9 класс. Сборник тестовых заданий / Сост. Гаврилова Л.К., Исаенко В.В., Охрименко Н.А., – ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2020», на данный период сделали выводы, что содержание МП позволяет проводить проверку знаний теоретического материала, умений качественно объяснять сущность физических явлений и решать расчетные задачи. Задания расположены в порядке возрастания сложности и предназначены для организации самостоятельной работы на уроке, для домашнего выполнения, решения в классе. МП может быть использовано для мониторинга учебных достижений учащихся. Данные тестовые задания позволяют осуществлять дифференцированный подход в обучении физики, готовит учащихся к успешной сдаче ГИА. Педагоги использовали материал данного сборника на уроках по темам: «Энергия. Кинетическая и потенциальная энергия» (9кл); «Исследование силы трения с помощью табличной модели» (7 кл).
В рамках апробации УП «Физическая культура. 8 класс»: учебное пособие /сост. Михайлюк С.И., Габибова В.И., Крюченко О.А., Бевз Т.Ю., Тарасова И.А., Шкляревич О.А., Огнева О.А., Пуха А.В., Ребро З.А., Суровень.О.Е. - Донецк: Истоки, 2020. - 196 с., учителем физической культуры Лыгой С. А. был составлен план апробации, разработана Дорожная карта апробации учебного пособия. Материалы УП способствуют привитию учащимся интереса к занятиям физическими упражнениями в школе и дома через активизацию интереса к учебному предмету. Представленные сведения и практические материалы в УП отрабатывались на уроке физической культурыпо теме:«Баскетбол. Техника ведения и передачи мяча» (8 кл).
В условиях становления и трансформации нормативной правовой базы образовательного процесса значительно повышается востребованность и актуальность системы формирования различных нормативных актов и организации документооборота в образовательных учреждениях. Апробаторами, заместителями директора по УВР Шаповаловой В. В., Юсуфзяновой И. В. были изучены основные разделы МЭП «Формирование локальной нормативной и распределительной базы. Электронное пособие / Сост. Галкин С.Г., Гайманова Т.Г. - Донецк: ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО», 2020». Материал, собранный в методическом электронном пособии дает возможность более детально проанализировать этапы составления локальных актов. Четко и доступно прописаны требования к локальным актам образовательной организации и порядок их разработки, принятия и ввода. В настоящее время идет этап реализации апробации - непосредственное применение возможностей апробируемого пособия. На основе анализа МЭП разрабатываются локальные акты: аналитические справки, проекты приказов, положения в МОУ «Амвросиевская школа № 6», обеспечивающие эффективную работу при осуществлении образовательного процесса.
В задачи апробации учебно - методических пособий на 2 этапе входило: изучение педагогами - апробаторами содержания учебно-методических комплексов; оценка результативности и эффективности использования в образовательной деятельности; определение целесообразности их дальнейшего практического использования для обновления и развития содержания образования в условиях внедрения ГОС ООО; подготовка выводов и предложений по дальнейшему практическому использованию учебно-методических комплексов.
Апробировались следующие учебно-методические пособия:
Литература. 8 класс. Рабочая тетрадь для обучающихся «Книжное путешествие»: для общеобразоват. организаций / сост. Рыжикова О.В., Лысяк В.В., Оксанюк Е.В., Колосова Е.В.; под общей редакцией Мельниковой Л.В. - В 2-х частях. - Часть II. - Донецк: Истоки, 2020 - 166 с.» (учитель русского языка и литературы Черная Г.Л., 28 учащихся).
Тетрадь содержит задания и упражнения для закрепления знаний и отработки умений и навыков обучающихся, формирования универсальных учебных действий, достижения достаточных и высоких результатов обучения по курсу «Литература». Учитель отмечает наличие качественного дидактического материала, предназначенного для совершенствования навыков работы обучающихся с художественным текстом, развития речи и творческих способностей, умения самостоятельно мыслить. С помощью имеющихся измерительных материалов школьники смогут осуществлять самопроверку и самоконтроль. По мнению учителя русского языка и литературы Черной Г.Л.: «Ясность, четкость изложения материала, дифференцированные задания, наглядность — все это помогает учителю организовать работу на уроке самым эффективным образом. Обучающимся предлагается самостоятельно прочитать произведения и поделиться своим читательским опытом с одноклассниками. Это делается ненавязчиво, в чем я вижу достоинство учебника. Таким способом формируется читательская компетенция: школьник сам пытается понять произведение и передать свой опыт прочтения».
«Русский язык. Тетрадь-тренажёр.5 класс: для общеобразоват. организаций / сост. Плыс Л.Н.; под ред. Мельниковой Л.В. - В 2-х частях.Часть I. Донецк: Истоки, 2020 .42 с.» и «Русский язык. Тетрадь-тренажёр. 5 класс: для общеобразоват. организаций / сост. Плыс Л.Н.; под ред. Мельниковой Л.В. - В 2-х частях. - Часть II. - Донецк: Истоки, 2020 - 42 с.» (учителя русского языка и литературы: Путря С.А., Граф Е.В., Шаповалова В.В. 42 учащихся).
Пособие рассчитано на оказание обучающимся помощи в усвоении программного материала, формировании и развитии УУД, личностных, предметных, метапредметных компетентностей, воспитания интереса к предмету. Открывает широкие возможности для самостоятельной индивидуальной деятельности, активного проявления школьниками своих творческих и познавательных способностей. «Обучающиеся стали внимательнее на уроках, проявляют больший интерес к предмету, показывают лучшие образовательные результаты. Содержание учебника отличается сбалансированностью теоретического и практического материала, характеризуется последовательностью и логикой изложения. Система практических заданий очень необычна. Актуальны задания, в которых нужно сравнивать», - отмечают учителя русского языка и литературы Колесник Л.В., Калинина Г. Г.
«Русский язык. 6 класс. Электронная тетрадь-тренажёр: для общеобразоват. организаций / сост. Плыс Л.Н.; под ред. Мельниковой Л.В. - Донецк: Истоки, 2020.-с. 46.» (учителя русского языка и литературы: Колесник Л.В., Калинина Г.Г. 33 учащихся).
Апробаторы отмечают, что тетрадь-тренажёр по развитию речи и текстоведению представляет собой электронное учебно-методическое пособие для учащихся 6 классов. Большую значимость имеют «Видеоуроки и Приложение к тетради». Они способствуют развитию навыков самообразовательной деятельности обучающихся, мотивируют их учебную деятельность. УМП ориентировано на классную, самостоятельную и дистанционную инновационную деятельность обучающихся. «Задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями. Язык изложения учебного материала в УМП, а также формулировки грамматических и лексических правил понятны. Упражнения отличаются по уровню сложности, видам работы и направлены на формирование различных умений и компетенций. Их неординарность и разноплановость, в том числе творческая, позволяет обучающимся глубже понять текст при выполнении упражнений. Развивается критическое мышление и умение решать проблемы», - уверены учителя русского языка и литературы Путря С.А., Граф Е.В., Шаповалова В.В
При апробации проведены уроки по темам: 8А класс «А.И. Куприн «Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини» (Черная Г.Л.); 5В класс «Имя существительное как часть речи» (Путря С.А.); 5Б класс «Антонимы. Синонимы. Омонимы. Повторение изученного» (Граф Е.В.); 5Б класс «Прямое и переносное значение слов» (Шаповалова В.В.); 6А класс «Отличительные признаки текста» (Колесник Л.В.); 6Б класс «Развитие речи. Диалог» (Калинина Г.Г.).
Таким образом, содержание апробируемых учебно-методических пособий способствует реализации системно-деятельностного подхода в обучении, обеспечивает формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, что соответствует Государственному образовательному стандарту основного общего образования и Примерным основным образовательным программам по русскому языку и литературе.
Учитель истории Тур Л.И. на базе обучающихся 8-А класса (28 человек) успешно проводит апробацию Рабочей тетради 8 класс. «Историческое краеведение. Страницы истории Донбасса: эпоха Нового времени (XVIII в.)» / Сост. Свистельник, О.Л., Чепига Г.Г., Морозов П.Л. - Донецк: ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО», 2020. - 35 с. во 2-м семестре 2020-2021 учебного года (материал соответствует учебной программе). Обучающиеся используют материалы Рабочей тетради для контроля знаний во время выполнения домашнего задания (чаще в электронном виде): отвечают на вопросы, выполняют работу по контурной карте, широко используют предложенные авторами дополнительные иллюстрации, карты, документы. Содержание Рабочей тетради способствует творческой деятельности обучающихся и формированию диалога культур, носит воспитывающий, развивающий и обучающий характер. Актуальными являются задания для организации учебно-исследовательской и проектной деятельности школьников, стимулирующих их познавательную активность. При апробации адаптировался конспект урока на тему «Политика Петра I в Северном Приазовье. Особенности заселения края».
Тур Л.И. считает, что, с одной стороны, Рабочая тетрадь существенно расширяет возможности использования различных форм организации деятельности обучающихся. Она содержит задания по формированию универсальных учебных действий. Это дает школьникам возможность самостоятельно усваивать новые знания и умения, развивать способность к саморазвитию и самовоспитанию. С другой стороны, пособие интересно сильному, мотивированному к инновациям учителю, но в то же время не является сложным для начинающего учителя, что способствует повышению профессиональной компетентности педагога.
Учитель биологии и химии Давиденко Т.Н. апробировала учебное пособие «Тетрадь для лабораторных опытов и практических работ по химии. 8 класс/ Учебное пособие / Сост. Дробышев Е.Ю., Разумова Н.Г.- Донецк: Истоки, 2020 – 26с. (28 учащихся).
В предлагаемом пособии содержатся лабораторные опыты и практические работы, предусмотренные действующей программой для 8 класса. Учитель считает, что рекомендуются рациональные и эффективные способы оформления работ. После каждой экспериментальной работы приводятся теоретические задания для самостоятельного закрепления знаний. Лабораторные работы выполняются на уроках в соответствии с учебной программой. Давиденко Т.Н. отмечает, что использование Тетради для лабораторных и практических работ на химии в 8 классе значительно экономит время за счет уменьшения письменного оформления. Содержание учебного пособия обеспечивает формирование навыков самостоятельной учебной деятельности. Школьники овладевают знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах химической науки; развивается познавательный интерес к химии, совершенствуются творческие способности, осознаются мотивы учения. При апробации использовался конспект урока «Реакции солей с кислотами. Разложение солей (карбонаты, сульфиты) при нагревании. Использован лабораторный опыт №7 «Реакции солей с кислотами» из данного пособия.
Учителя-апробаторы подчеркивают, что внедряемые учебные, учебно-методические пособия эффективны в учебно-воспитательном процессе. Во-первых, они влияют на повышение учебной мотивации и качества усвоения учебного материала обучающихся. На инновационном уровне реализуется индивидуальная траектория обучения и совершенствуются навыки самостоятельной работы. Во-вторых, повышается профессиональное мастерство педагогов, обеспечивается гибкость управления учебным процессом. Качественно осуществляется дифференцированный подход и контроль учебных достижений обучающихся.
|