На базе МОУ «Амвросиевская школа №6» проведен нетрадиционный урок обобщения и систематизации знаний, урок креативного типа – условно-ролевая игра «Поэтическое кафе» по теме: «Сколько тайн и имён, в этот век я влюблён…» Урок, посвященный поэзии Серебряного века, блестяще провела в сотворчестве с учащимися 11 класса Шибаева Наталья Владимировна, талантливый педагог-словесник.
Цели и задачи: формирование положительной мотивации к обучению через нетрадиционные интерактивные формы уроков литературы.
предметные: помочь детям перенести знания, полученные на обычных уроках, в новую нестандартную ситуацию и ориентироваться в ней; способствовать привитию интереса к творчеству гениальных поэтов Серебряного века, развитию навыков выразительного чтения и размышления при прочтении поэтических текстов, развитию навыков анализа лирических произведений; способствовать развитию умения понимать информацию, воспроизводить её, а также создавать на её основе собственные выводы и обобщения;
метапредметные: способствовать развитию умения концентрироваться во время учебной деятельности, выполнять самостоятельно задания; способствовать развитию умения владеть навыками активного слушания и высказывания в ходе диалога, навыками эмпатийного общения;
личностные: способствовать развитию необходимых современному человеку личностных качеств, формированию психологической грамотности, культуры мышления и поведения; принимать решения с опорой на морально-нравственные принципы, осознавать ценность общения с другими людьми, понимать ценность выстраивания отношений в группе.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, мультимедийная презентация; три стола, оформленные в стиле каждого направления, свечи, жемчуг, ананас, портреты поэтов, шкатулки, бумага и наборы для рисования.
Формы и методы обучения: коллективно-групповая деятельность; метод творческого чтения, исследовательский метод, интерактивный метод; выразительное чтение, беседа, анализ, работа с поэтическим текстом, творческие задания.
Целеполагание учащихся:
предметные цели: понимать поэзию Серебряного века через призму собственных представлений о модернизме;
личностные: приобретение веры в себя, реализация творческих способностей;
креативные: создание рисунков, сочинение стихотворений;
оргдеятельностные: развитие навыков работы в группе, установление контактов, межличностных отношений.
Волшебная обстановка поэтического кафе способствовала погружению в «…Этот мир очарований, этот мир из серебра».
Погружение в тему урока
Стихотворение Валерия Яковлевича Брюсова «Первый снег»
Серебро, огни и блестки,-
Целый мир из серебра!
В жемчугах горят березки,
Черно-голые вчера.
Это - область чьей-то грезы,
Это - призраки и сны!
Все предметы старой прозы
Волшебством озарены.
Экипажи, пешеходы,
На лазури белый дым.
Жизнь людей и жизнь природы
Полны новым и святым.
Воплощение мечтаний,
Жизни с грезою игра,
Этот мир очарований,
Этот мир из серебра.
Чтение стихов настроило на разговор о возвышенном и прекрасном. Учащиеся составили ассоциативную цепочку: «Серебряный век - блеск, яркость, звон, утонченность, хрусталь, хрупкость, прозрачность, сияние, тайна, шёпот, волшебство, туман, дымка, голоса…»
Хозяйка кафе приветствует гостей, которые сидят за столиками в стиле своего направления: символизма, акмеизма и футуризма. Ученики представляются, демонстрируют портреты, прикрепляют их на доску. Символисты отгадывают гостя в салоне – ученика в образе А.Блока. Акмеисты узнают неповторимую Анну Ахматову. Футуристы отгадывают поэта под псевдонимом Всегда Сегодняшний – это Владимир Маяковский.
Каждый столик дает определение своему течению, звучат стихи, презентация творческого домашнего задания – защита оформления столика. Затем предлагается расставить на столики недостающие предметы и объяснить свой выбор: голубая свеча, жемчуг, ананас.
Символисты выбирают голубую свечу, как цвет их скатерти, лежащей на столе, поскольку они старались уйти от реальности в мир иной, небесный, загадочный, мистический, таинственный. В строках Александра Блока и других поэтов преобладает образ свечи: «Я, отрок, зажигающий свечи, огонь кадильный берегу…», «Робко пламя церковной свечи у заутрени бледной зажгу», «Там жду я Прекрасной Дамы в мерцаньи красных лампад» и т.д. Поэзия символистов носит интровертный характер: это стихи для избранных. Она туманна, размыта, расплывчата, неясна, неявна, отвлечённа, иллюзорна.
Столик акмеистов покрыт тёмно-зелёной скатертью. Их поэзия земная, конкретная, чёткая, существенная, материальная, весомая. Акмеисты выбирают шкатулку с жемчугом, поскольку у Николая Гумилёва есть сборник стихов «Жемчуга».
Поэзия футуристов носит экстравертный характер. Поэты стремились бросить вызов обществу: «снять Пушкина, Толстого, Достоевского с парохода современности», печатались на обойной бумаге, в кабачках поднимали рояль к потолку и т.д. Лирика их эпатажная, шокирующая, вызывающая, необычная, причудливая, экзотическая. Столик их покрыт ярко-жёлтой тканью, чтобы привлечь всеобщее внимание. В строках некоторых представителей присутствует ананас (экзотический фрукт), поэтому ребята и выбирают данный предмет: «Ешь ананасы, рябчиков жуй, день твой последний приходит буржуй!» (Владимир Маяковский), «Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском! Удивительно вкусно, искристо, остро!» (Игорь Северянин).
В поэтическом кафе хочется не только читать стихотворения, но и петь, ведь на стихи поэтов Серебряного века писали песни, романсы.
Звучит песня «Мне нравится, что Вы больны не мной» на стихи Марины Цветаевой и музыку Микаэла Таривердиева в исполнении учителя, учащиеся подпевают.
Затем учащиеся выполняют задания в творческой мастерской.
Картинная галерея Серебряного века
Задание: от каждой группы по одному участнику подходят к импровизированной картинной галерее, выбирают сообщения о картинах, и аргументируют какому направлению соответствует, по их мнению, какая картина. Демонстрация картин художников Серебряного века.
Творческое задание «Образы направлений».
Защита творческих работ искусствоведов и художников.
Музыкальный вернисаж
Творческое задание «Импровизация»
Анализ поэтического текста. Задание: найти выразительно-изобразительные средства языка и объяснить их роль в стихотворении.
«Стихи не нужны недотёпам и нудным.
Сердца им не вылечит рифма сквозная.
Поэзию любят красивые люди:
Я это по личному опыту знаю».
На этапе рефлексии ребята выразили свои чувства, мысли, эмоции…
Поэзия вдохновляет, одухотворяет нас, несёт свет, тепло в наш мир и делает его более совершенным…
Завершился урок исполнением романса «Свеча» на стихи Б. Л. Пастернака. Поэтическое кафе надолго запомнится выпускникам. Было трогательно и душевно.
Презентация
Восторг и восхищение вызвало творческое содружество учителя и учащихся. По мнению членов экспертной комиссии урок проведен на высоком методическом уровне. Поставленные цели и задачи успешно реализованы.
|