АМВРОСИЕВСКИЙ РАЙОННЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ
Методическая копилка
Меню сайта

Категории раздела
Общая [2]
Документация [1]
Здоровый образ жизни [0]
Будущим первоклассникам [2]
Работа с одаренными детьми [0]

Форма входа

Гости сайта

Наш опрос
Как часто Вы пишите поурочные планы для каждого урока
Всего ответов: 31

Друзья сайта
  • ESET Online Scanner
  • Амвросиевский ДЮСШ
  • Амвросиевский ДТДЮ
  • МО учителей информатики
  • Сообщество uCoz

  • Поиск

    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Приветствую Вас, Гость · RSS 25.04.24, 21:41

    Главная » Методическая копилка » Романенко Л.Б. » Будущим первоклассникам

    ВАЖНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 6-7 лет. Пальчиковая гимнастика и игры для младших школьников.

    ВАЖНЫЕ  ПСИХИЧЕСКИЕ  ОСОБЕННОСТИ  ДЕТЕЙ  6-7  лет

    К этому возрасту у малышей появляются потребности в том, чтобы занять новое, более «взрослое» положение в жизни и выполнять работу, важную не только для них самих, но и для окружающих. И, как ни странно, это не обязательно учеба в школе. Это могут быть помощь родителям по дому или в их работе, занятия спортом, самостоятельный уход за домашними животными.

    Появляется новый уровень самосознания - осознание себя не только как мальчика (девочки), сына (дочери), партнера по игре, но и как друга, ученика, одноклассника. У ребенка появляется осознание своего социального «Я», то есть себя в обществе. Ему важно, как он общается с окружающими и как они общаются с ним. 

    Формирующаяся личность 6-летнего малыша приобретает так называемую внутреннюю позицию, которая сохраняется на всю жизнь и определяет поведение человека, его деятельность, а также его отношение к окружению и самому себе. Внутренняя позиция формируется в зависимости от того, каков сам ребёнок, какое место он занимает в окружении и какое это окружение. 

    В этом возрасте уже нельзя в сложных ситуациях переключать внимание ребенка и навязывать ему своё мнение. Помните, что ребёнку необходимо идентифицировать себя с авторитетным взрослым. Для мальчика это – папа, дедушка, старший брат, а для девочки – мама, бабушка, старшая сестра. Для многих детей - это ещё и первая учительница: «Как Марья Ивановна скажет, так я и сделаю!» В таких ситуациях родителям обижаться не следует. Если поощрять и поддерживать стремление малыша к новому, более «взрослому» положению в жизни, возрастной кризис у ребёнка может не проявиться вообще.

    Общие  советы  родителям  первоклассников

    1. Утром будите ребенка спокойно, с улыбкой и ласковым словом.

    2. Не вспоминайте вчерашние просчеты, особенно мелкие, не употребляйте оскорбительных слов.

    3. Не торопите его, рассчитать время - это ваша обязанность, если же вы эту проблему не решили, - вины ребенка в этом нет.

    4. Не отправляйте ребенка в школу без завтрака: там он много работает, тратит силы, требует пополнения энергии. Если что не выходит, посоветуйтесь с учителем, психологом.

    5. Отправляя ребенка в школу, пожелайте ему успехов, скажите несколько ласковых слов, исключив подобные оговорки: "Смотри, веди себя хорошо!", "Чтобы не было плохих оценок!" и т. д.  У ребенка впереди тяжелый труд.

    6. Встречайте ребенка спокойно, не ставьте ему тысячу вопросов, дайте ему  расслабиться (вспомните, как вам тяжело после тяжелого рабочего дня).

    7. Когда ребенок возбужден и хочет с вами чем-то поделиться, не отказывайте ему  в этом, выслушайте, на это вы не потратите много времени.

    8. Если ребенок замкнулся, что-то его  беспокоит, не настаивайте на объяснении его состояния, пусть успокоится, тогда он все сам расскажет.

    9. Замечания учителя выслушивайте без ребенка.

    10. Выслушав, не спешите ругаться. Говорите с ребенком спокойно.

    11. При общении с ребенком не употребляйте высказывания: "Если ты будешь хорошо учиться, то ...".  Иногда условия оказываются сложными или трудновыполнимыми для вашего ребенка, и тогда вы окажетесь в неудобном положении.

    12. В течение дня найдите (постарайтесь найти!) полчаса для общения с ребенком. В настоящее время важнейшими для вас должны быть дела ребенка, его боль, его радости.

    13. В семье должна быть единая тактика общения всех взрослых с ребенком. Все споры по воспитанию ребенка решайте без него. Не лишним будет почитать литературу для родителей, там вы найдете много полезного.

    14. Всегда будьте внимательны к состоянию здоровья ребенка, когда  что-то беспокоит его: головная боль, плохое настроение. Чаще всего это объективные показатели утомления, перегрузки.

    15. Помните, что дети любят сказки, особенно перед сном, или песню, ласковые слова. Не ленитесь подарить это для них. Это их успокоит, снимет дневное напряжение, поможет спокойно заснуть и отдохнуть.

    16. Не напоминайте перед сном о неприятных вещах, о работе. Завтра новый трудовой день, и ребенок должен быть готов к нему. А помочь в этом ему должны родители своим доброжелательным отношением.

    Ожидать от ребенка какого-то чуда, радостных порывов души, доброты надо терпеливо, отыскивая эти черты в ребенке, постоянно поощряя его.

    Ваш ребёнок - левша?

    Узнайте, имеются ли у ребенка близкие родственники с ведущей левой рукой.

    Вспомните, в возрасте до одного года какой рукой чаще пользовался ребенок (брал погремушку, ложку и т. д.).

    Для определения преобладающей руки у ребенка, ответьте на вопросы, а также предложите выполнить малышу задания:

    1. Предложите ребенку расчесаться. В какую руку он возьмет расческу?

    2. Обратите внимание, в какой руке ребенок держит карандаш или ручку во время рисования.

    3. Предложите ребенку послушать часики. К какому уху он их поднесет?

    4. Предложите ребенку похлопать в ладоши так, чтобы одна из рук была сверху. Обратите внимание, что это за рука.

    5. Предложите ребенку скрестить пальцы в замочек. Большой палец какой руки ляжет сверху?

    6. Предложите скрестить руки на груди. Предплечье какой руки будет наверху?

    7. Предложите ребенку топнуть одной ногой. Какой ногой он топнул?

    8. Сидя, положить одну ногу на другую. Какая нога будет сверху?

    9. Предложите ребенку посмотреть одним глазом в бумажную трубочку. Какой это будет глаз?

    10. Попросите малыша построить колодец из спичек. Ведущая рука та, которая преимущественно выполняет все действия.

    11. Предложите ребенку несколько раз бросить мяч в какую-то заранее намеченную цель. Какой рукой он будет это делать?

    12. Пусть малыш вырежет ножницами рисунок из любой открытки (цветок, машину и т.п.). Ведущая - та рука, которой ребенок держит ножницы.

    13. Предложите малышу 2-3 пузырька с завинчивающимися крышками. Попросите его открыть и закрыть пузырьки. Ведущая рука та, которая крутит крышку (или пузырек).

    Если  более семи  из этих заданий  ребенок выполнил левой рукой, то, скорее всего, он – леворукий.

    Если по этим тестам вы не смогли определить ведущую руку малыша, попробуйте следующее упражнение. Возьмите стакан, положите в него мелкие пуговицы или бисерины и попросите ребенка ложкой доставать их по одной штуке. Эти действия очень сложны для малыша, поэтому он обязательно возьмет ложку в ведущую руку.

    Левша — человек, предпочтительно пользующийся левой рукой вместо правой. Люди, являющиеся левшами, в основном, используют левую руку намного чаще, чем правую. Левша преимущественно будет пользоваться левой рукой для личных нужд, приготовления еды и подобных дел. Рука, используемая для письма, не является точным индикатором лево-(право-)рукости. Так, множество левшей пишут правой рукой, используя левую руку для выполнения большинства других задач.

    То, какая рука (глаз, ухо, нога) у человека ведущая, определяет головной мозг. Правой половиной тела управляет левое полушарие мозга. Левой, наоборот, правое.

    Если большинство заданий ребенок выполнял левой рукой, ногой, ухом, глазом, то ведущим является правое полушарие головного мозга.

    Каждое полушарие имеет свои особенности и несет определенные функции. На самом деле, левши и правши отличаются друг от друга не только тем, какой рукой они пишут и держат ложку. Считается, что левши больше склонны к гуманитарным наукам, а правши - к точным; левши более мечтательны и часто острее воспринимают проблемы; мыслят образами, вникают в проблему быстрее, поиск решения ведут интуитивно, а не изучают ее последовательно, по частям, как правши. Леворукие часто отличаются яркой индивидуальностью, артистическими способностями, очень хорошо проявляют себя в искусстве. У леворуких гораздо сильнее выражены конкретно - образные качества. Они более впечатлительны, возбудимы, подвержены эмоциональным всплескам и резкой смене настроений. Именно поэтому среди людей искусства (актеров, композиторов, поэтов и художников) очень много леворуких. А вот точные науки, как правило, левшам даются с трудом.

    Не переучивайте ребенка-левшу!  «Рукость» нельзя изменять по своему усмотрению - любое вмешательство в работу мозга, тем более в раннем возрасте, приводит к непредсказуемым последствиям, которые могут проявиться не сразу, а через несколько лет. Часто у детей-левшей, которых упорно переучивали, развиваются невротические реакции и неврозы.  Бороться с ними будет очень сложно не только специалистам, но и самому ребенку.

    Пусть ребенок делает все той рукой, какой ему удобнее. Лучше во время занятий давать ему карандаши, игрушки в обе руки, развивая и правую, и левую.  Когда придет время учебы, поговорите с учительницей, предупредите ее об особенностях ребенка и попросите во время занятий их учитывать.

    Пальчиковая гимнастика для младших школьников

    Ни для кого уже не является секретом, что уровень развития речи ребёнка находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев их рук, а именно мелкой моторики. Однако, пальчиковая гимнастика не утрачивает своей актуальности и для детей 6-7 лет. Дело в том, что даже просто правильно держать ручку весьма нелегко. Не говоря уже о том, чтобы выводить различные крючки и палочки.

    Итак, развиваем речь, память и внимание у самых маленьких школьников. Предложенные далее упражнения улучшают умственную деятельность, способствуют запоминанию, улучшают процесс письма.

    ! Заниматься с ребенком нужно каждый день в любое время, но не перед сном. Все упражнения выполняйте энергично, иначе тренировка не принесет никакого эффекта.

    1. «Кольца»

    Поочередно соединять подушечку каждого пальца с большим пальцем, образуя колечко. Сначала на правой, затем на левой. А в конце занятия – синхронные движения на обеих руках.

         Раз, два, три, четыре, пять,

         Вышли пальчики гулять.

         Раз, два, три, четыре, пять,

         Будем пальчики считать.

    2. «Рожки»

    Сомкнуть в кольцо большой, средний и безымянный пальчики. Остальные максимально вытянуть в стороны (сделать козу). После этого сомкнуть в кольцо большой, безымянный пальцы и мизинец (сделать «рожки»). Повторите эти фигуры по 3 раза каждой рукой.

    3. «Кулак-ребро-ладонь»

    Три положения на плоскости стола. Кулачок, затем ладонь ребром на столе, прямая ладонь на столе. Делать правой, левой рукой, затем синхронно.

     4. «Крестики-нолики»

    Зацепить средний палец за указательный – крестик. Затем соединить подушечки указательного и большого пальца – нолик. Чередовать эти движения.

     5. «Зеркальное рисование»

     Взять в каждую руку по карандашу и рисовать одновременно зеркально-симметричные фигуры, буквы.

     6. «Ухо-нос»

    Левой рукой взяться за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Отпустить, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук наоборот.

    7. «Рыбка»

    Сложить вместе ладони рук – это «рыбка». Двигать «рыбку» в разных направлениях, имитируя плавание.

    8. «Замок»

    Стишок нужно читать не очень быстро, но четко и ритмично, чтобы движения ребёнка совпадали с ритмом. Особенно выделяйте финальное «открыли», чтобы ребёнок мог продемонстрировать, как широко он открыл замочек.

    Сцепить пальцы в замок и встряхивая «замком», ритмично произносить:

         — На двери висит замок,

         — Кто его открыть бы смог?

         — Постучали, постучали, (не расцепляя пальцы, постучать друг об друга основаниями ладоней),

         — Покрутили, покружили (не расцепляя пальцы, одну руку тянуть к себе, другую от себя, попеременно меняя их),

         — Потянули, потянули (тянуть ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью),

         — И открыли! (резко расцепить пальцы, широко развести руки в стороны).

    9. «Восьмерки»

    Рисовать в воздухе восьмерку указательным и средним пальцем левой, правой руки, затем синхронно.

    10. Разнообразная предметная деятельность, которая развивает мелкую моторику: застегивание и расстегивание пуговиц, шнурование обуви, игры с мозаикой, конструкторы, пазлы; игры с фасолью и горохом (разложить в разные коробки).

    11. Положить ладони на стол и барабанить пальчиками по столу. Пусть ребенок представит, будто играет на пианино. Теперь нужно по 5 раз стукнуть каждым пальчиком по столу. Ребенок должен научиться управлять каждым пальчиком по отдельности.

    12. Легко сжать обе руки в кулачки и медленно вращать кистями. Затем встряхнуть кистями. Повторять по 8 раз в каждую сторону.

    13.  Массировать каждый пальчик от ногтевой фаланги вниз по пальчику и по ладони вдоль косточек. Если ребенку трудно и у него быстро устают руки, помогите сделать это упражнение своему малышу. Массируйте ручки в течение 1-2 минут.

    14. Встаньте, закройте глаза, разведите руки в стороны. Коснитесь кончика носа указательным пальцем правой руки, затем левой. Повторите упражнение 10 раз, после встряхните руками.

    15.  Встаньте, закройте глаза, разведите руки в стороны. Коснитесь правой рукой мочки левого уха (рука перед лицом), затем еще раз коснитесь мочки левого уха правой рукой (рука за головой). Проделайте то же самое левой рукой. Повторите упражнение 10 раз в каждую сторону, после встряхните руками.

    16. Карандаш

    Лучше дать ребёнку карандаш с гранями.

         Карандаш в руках катаю,

         Между пальчиков верчу.

         Непременно каждый пальчик,

         Быть послушным научу.

    17. Помощник

    Насыпать на стол разной крупы — пусть ребёнок попытается определить не глядя и назвать зернышки.

         Я крупу перебираю,

         Мамочке помочь хочу

         Я с закрытыми глазами,

         Рис от гречки отличу.

    18. Орехи

    Взять 2 грецких ореха или похожих по размеру шарика.

        Научился два ореха

        Между пальцами держать.

        Это в школе мне поможет

        Буквы ровные писать.

    Пальчиковые игры для детей

    Как часто мы сталкиваемся с ситуацией, что нужно занять малыша (например, в очереди, в транспорте, в любом месте, где нужно подождать), но при этом под рукой нет игрушек? Пальчиковые игры прекрасно займут  ребёнка на нужное время.

    Предлагаем Вам взять на заметку несколько вариантов пальчиковых игр. Вот увидите, карапузу будет интересно и за занимательной игрой он не заметит ожидания. А что самое главное – «набор для игры» всегда при Вас.

    ЗАГОТАВЛИВАЕМ КАПУСТУ

    Мы капусту рубим, рубим!

    (прямыми напряженными ладонями имитируем движение топора – вверх и вниз)

    Мы капусту режем, режем!

    (энергичные движения прямыми ладонями вперед-назад)

    Мы капусту солим, солим!

    (пальцы собрали «щепотью» и «солим»)

    Мы капусту жмем, жмем!

    (энергично сжимаем пальцы в кулаки – одновременно на двух руках или поочередно)

    Мы морковку трем, трем!

    (рука в кулаке – «морковка» ритмично движется вверх и вниз по ладони другой руки. Потом меняем руки)

    ФОНАРИКИ

    Фонарики зажглись!

    ( сжатые в кулак пальцы резко и одновременно на двух руках разжимаются)

    Фонарики погасли!

    (пальцы сжимаются в кулак)

    Усложненный вариант – поочередно сжимать и разжимать пальцы рук (например – левая рука в кулаке, в этот момент правая – с разжатыми пальцами) под следующий стишок:

    Мы фонарики зажжем,

    А потом гулять пойдем!

    Вот фонарики сияют,

    Нам дорогу освещают!

    ЕЖИК

    Переплести пальцы двух рук и шевелить прямыми пальцами под стишок:

    Маленький колючий еж.

    До чего же он хорош!

    ЦВЕТОК

    Руками делаем «бутон» – основания кистей прижаты друг к другу, пальцы сомкнуты и подняты вверх

    Солнце поднимается – цветочек распускается!

    (основания кистей остаются прижатыми, пальцы разводим одновременно в стороны – «цветок распукается»)

    Солнышко садится – цветочек спать ложится.

    (возвращаемся в первоначальное положение)

    МЕСИМ ТЕСТО

    Тесто мнем, мнем, мнем!

    Тесто жмем, жмем, жмем!

    (очень энергично сжимаем руки в кулаки и разжимаем – одновременно на двух руках или поочередно)

    Пироги мы испечем

    (делаем движения, как будто лепим снежки)

     

    Категория: Будущим первоклассникам | Добавил: amvrmk (03.12.14)
    Просмотров: 5680
    Copyright L.Kalashnikova © 2024
    Сайт управляется системой uCoz