Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина Донецкой Народной Республики. Именно эту задачу призван решать спецкурс «Уроки гражданственности Донбасса».
Основой для преподавания курса «Уроки гражданственности Донбасса» являются программы:
Программа Уроки гражданственности Донбасса, 1-4 классы
https://drive.google.com/file/d/0B2Ws9YwIt2eBSjBYYkpTckFuY2M/view
Программа Уроки гражданственности Донбасса, 5-11 классы
https://drive.google.com/file/d/0B5KZL9izZvs_RElyX05fbUE1QVU/view
Курс объединяет в себе 4 содержательные линии: историко-краеведческую, природоведческую, культурологическую и обществоведческую, которые реализуются через микросферы «Я – житель Донбасса», «Природа Донбасса» и «Культура Донбасса», «Дыхание времен», «След в истории», «Человек и закон», «Гражданская позиция», которые, в свою очередь, объединяются в три макросферы: «Донбасс и Русский мир», «Воспитай в себе гражданина Донецкой Народной Республики», «Донбасс – моя Родина».
Обществоведческая составляющая (человек как личность; человек и общество; человек среди людей; культура) охватывает знания о человеке как нравственном и самоценном субъекте; знания об обществе, окружающей среде, в которой живет обучающийся, способствует поэтапному осознанию единства компонентов «Я – семья – школа – родной город (село) – Донецкая Народная Республика», раскрывает взаимодействие людей в семье, коллективе, обществе; предполагает активное общение детей с природным и социальным окружением, накоплением опыта личностного отношения к системе общественных ценностей, в частности этнических, общенациональных, общечеловеческих.
Природоведческая составляющая знакомит учащихся с разнообразием природы, хозяйственной деятельностью населения Донецкой народной Республики, охраной и сохранением природы родного края, с системой ценностей в отношении к природе, к людям, к самому себе; направляет практическую деятельность подрастающего поколения, связанную с охраной и сохранением природных богатств.
Историко-краеведческая составляющая (города и села родного края; исторические памятники) предусматривает воспитание уважительного отношения к родному краю, его истории; утверждение в учащихся патриотических взглядов.
Культурологическая составляющая направлена на ознакомление с культурным наследием, традициями, верованиями нашего народа, воспитание уважительного отношения к ним и развитие внутренней потребности в сохранении и приумножении культурных достижений республики.
Курс носит межпредметный характер, обеспечивая реализацию учебных задач через интеграцию базовых дисциплин. Одновременно он является ядром воспитательного воздействия на личность ребенка и органически связан с системой знаний, которые предусмотрены программой внеклассной деятельности, что обеспечит разносторонность и перспективность обучения, воспитания и развития школьников.
Развивающий аспект курса заключается в формировании универсальных учебных действий, опыта творческой деятельности учащихся, овладении обобщенными способами действий; моделировании культурных и ролевых стандартов поведения в различных ситуациях; развитии активного познавательного отношения к природе и социальному окружению; познании школьниками своих возможностей.
Важнейшим воспитательным направлением содержания является формирование у учащихся наиболее значимых для нашего народа ценностей: патриотизма, социальной справедливости, первичности духовного относительно материального, уважительного отношения к человеку и его труду; воспитание у ребенка своего собственного «Я», веры в свои силы, талант, способности; воспитание гуманной, творческой, социально активной личности, способной бережно относиться к природе, миру вещей, самого себя, других людей, понимать значение жизни как наивысшей ценности.
Учебно-методические пособия для учителей
Уроки гражданственности Донбасса. Методическое пособие: 1 класс / Сост. Грабовая Г.С., Полищук Е.Н., Седова Н.Н., Калафат О.В. – Донецк: Истоки, 2016. – 100 с.
https://drive.google.com/file/d/0B7rKeEaOb4KoSUZsdC1qWThQWjg/view
Уроки гражданственности Донбасса. Методическое пособие: 2 класс / Сост. Грабовая Г.С., Полищук Е.Н., Седова Н.Н., Калафат О.В. – Донецк: Истоки, 2016. – 100 с.
https://drive.google.com/file/d/0B7rKeEaOb4KoRmhUbmd3RFlNekk/view
Уроки гражданственности Донбасса. Методическое пособие: 3 класс / Сост. Грабовая Г.С., Полищук Е.Н., Седова Н.Н., Калафат О.В. – Донецк: Истоки, 2016. – 100 с.
https://drive.google.com/file/d/0B7rKeEaOb4KodlNuQUE5aHdlU0k/view
- гражданственности Донбасса. Методическое пособие: 4 класс / Сост. Грабовая Г.С., Полищук Е.Н., Седова Н.Н., Калафат О.В. – Донецк: Истоки, 2016. – 100 с.
https://drive.google.com/file/d/0B7rKeEaOb4KoTEdvZnlIMWhIU2M/view
Дополнительный материал для учителей по курсу «Уроки гражданственности Донбасса»
1 класс
https://drive.google.com/drive/folders/0B5KZL9izZvs_MS1FZGt2T1N1cGc
2 класс
https://drive.google.com/drive/folders/0B5KZL9izZvs_TmlDVWVrVFdYdGc
3 класс
https://drive.google.com/drive/folders/0B5KZL9izZvs_bGJxaVBXUm5kclE
4 класс
https://drive.google.com/drive/folders/0B5KZL9izZvs_Vk1rXzlwQk53dnM
Учебно-методические пособия для учителей
5 класс
https://drive.google.com/file/d/0B5KZL9izZvs_SjMwZ3ViM01UYms/view
6 класс
https://drive.google.com/file/d/0B5KZL9izZvs_bjVueDF3X19CV0k/view
7 класс
https://drive.google.com/file/d/0B5KZL9izZvs_SXJQNnY4TzdGUjg/view
8 класс
https://drive.google.com/file/d/0B5KZL9izZvs_bjR5WU9kLXpqRFU/view
9 класс
https://drive.google.com/file/d/0B5KZL9izZvs_NDliY1h5VkdIaEU/view
10 класс
https://drive.google.com/file/d/0B5KZL9izZvs_ajgyVnR0Zkc1OHc/view
11 класс
https://drive.google.com/file/d/0B5KZL9izZvs_WU1sVUhQS1JEVWc/view
Материалы к урокам курса, подготовленные коллегами из Горловки
https://drive.google.com/drive/folders/0B5KZL9izZvs_MmszRTYwdlNfN28
Приглашаем посетить сайт отдела общественных дисциплин Донецкого РИДПО http://istoriya405.wixsite.com/mysite-1/u-g-d
|